Решение по жалобе № 202300142543002367
РЕШЕНИЕ
по делу № 28/06/105-2676/2023 о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
23.11.2023 Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) в составе:
ведущего
заседание Комиссии – начальника отдела
рассмотрения жалоб
№ 2 Управления
контроля размещения государственного
заказа Копылова С.В.,
начальника отдела нормотворчества Управления контроля иностранных инвестиций Скирды Л.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела рассмотрения жалоб № 1 Управления контроля размещения государственного заказа Молчановой М.А.,
при
участии посредством системы
видео-конференц-связи представителей
Пятого арбитражного апелляционного
суда Суховой Е.В., Ячиной А.С., представители
ООО «РТС-тендер», ИП Черновой Е.В. на
заседание Комиссии
не явились, о
дате и времени рассмотрения жалобы
посредством системы
видео-конференц-связи
уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев
посредством системы видео-конференц-связи
жалобу
ИП Черновой Е.В. (далее –
Заявитель) на действия Пятого арбитражного
апелляционного суда (далее – Заказчик),
при проведении Заказчиком,
ООО
«РТС-тендер» (далее – Оператор электронной
площадки) открытого конкурса в электронной
форме на право заключения государственного
контракта
на оказание услуг по
комплексному техническому обслуживанию
инженерных систем и сетей здания суда
(номер извещения в единой информационной
системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее
– ЕИС) – 0120100006823000054) (далее соответственно
– Конкурс, Извещение), и в результате
осуществления внеплановой проверки в
соответствии с пунктом 1 части 15 статьи
99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных
и муниципальных
нужд» (далее – Закон о контрактной
системе),
УСТАНОВИЛА:
В
Федеральную антимонопольную службу
поступила жалоба Заявителя
на
действия Заказчика при проведении
Заказчиком, Оператором электронной
площадки Конкурса.
Согласно
доводу жалобы Заявителя, его права и
законные интересы нарушены действиями
Заказчика, не установившего дополнительные
требования к участникам закупки в
соответствии с позицией 14 приложения
к постановлению Правительства
Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571
«О
требованиях к участникам закупки
товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд
и признании утратившими силу некоторых
актов и отдельных положений актов
Правительства Российской Федерации»
(далее – Постановление № 2571).
Представители
Заказчика на заседании Комиссии не
согласились с доводом Заявителя и
сообщили, что при проведении Конкурса
Заказчик действовал
в соответствии
с положениями Закона о контрактной
системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 21.11.2023 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 23.11.2023.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным в ходе проведения Конкурса:
Извещение размещено в ЕИС – 31.10.2023;
способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) –
открытый конкурс в электронной форме;начальная (максимальная) цена контракта – 19 123 726,44 руб.;
источник финансирования – бюджет субъекта Российской Федерации, КБК – 43801059090090020244;
дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 16.11.2023;
в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
победителем Конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки «115237743» с предложением о цене контракта в размере
19 123 726,44 руб.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 14 приложения
к Постановлению № 2571.
Частью
2 статьи 31 Закона о контрактной системе
установлено,
что Правительство
Российской Федерации вправе устанавливать
к участникам закупок отдельных видов
товаров, работ, услуг дополнительные
требования,
в том числе к наличию:
финансовых ресурсов для исполнения
контракта;
на праве собственности
или ином законном основании оборудования
и других материальных ресурсов для
исполнения контракта; опыта работы,
связанного
с предметом контракта,
и деловой репутации; необходимого
количества специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации
для
исполнения контракта.
В
соответствии с частью
4 статьи 31 Закона о контрактной системе
в случае установления Правительством
Российской Федерации в соответствии с
частью
2 статьи 31 Закона о контрактной системе
дополнительных требований
к участникам
закупок заказчики при определении
поставщиков
(подрядчиков, исполнителей)
обязаны устанавливать такие дополнительные
требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям, установлены Постановлением № 2571.
Частью
6 статьи 31 Закона о контрактной системе
установлено,
что Заказчики не вправе
устанавливать требования к участникам
закупок
в нарушение требований
Закона о контрактной системе.
В
соответствии с позицией 14 приложения
к Постановлению № 2571
в случае
проведения закупки на оказание услуг
по техническому обслуживанию зданий,
сооружений, к участникам закупки
необходимо установить дополнительные
требования о наличии опыта исполнения
участником закупки договора,
предусматривающего выполнение работ
по техническому обслуживанию зданий,
сооружений.
Согласно
абзацу пятому подпункта «а» пункта 3
Постановления № 2571
позиция 14
приложения к Постановлению № 2571
применяется в случае,
если при
осуществлении закупки начальная
(максимальная) цена контракта превышает
1 млн. рублей.
В
соответствии с частью 7 статьи 55.24
Градостроительного кодекса Российской
Федерации (далее – ГрК РФ) эксплуатационный
контроль
за техническим состоянием
зданий, сооружений проводится в период
эксплуатации таких зданий, сооружений
путем осуществления периодических
осмотров, контрольных проверок и (или)
мониторинга состояния оснований,
строительных конструкций, систем
инженерно-технического обеспечения
и
сетей инженерно-технического обеспечения
в целях оценки состояния конструктивных
и других характеристик надежности и
безопасности зданий, сооружений, систем
инженерно-технического обеспечения и
сетей инженерно-технического обеспечения
и соответствия указанных характеристик
требованиям технических регламентов,
проектной документации,
а также в
соответствии с исполнительной
документацией.
Частью
8 статьи 55.24 ГрК РФ установлено, что
техническое обслуживание зданий,
сооружений проводится в целях обеспечения
надлежащего технического состояния
такого здания, сооружения. Под надлежащим
техническим состоянием зданий, сооружений
понимаются поддержание параметров
устойчивости, надежности зданий,
сооружений, а также исправность
строительных конструкций, систем
инженерно-технического обеспечения,
сетей инженерно-технического обеспечения,
их элементов в соответствии
с
требованиями технических регламентов,
проектной документации
и в соответствии
с исполнительной документацией.
Извещением
установлено, что объектом закупки
является оказание услуг
по комплексному
техническому обслуживанию инженерных
систем и сетей здания суда.
Так, пунктом 8 технического задания Извещения (далее – Техническое задание) установлен перечень инженерных систем сетей, подлежащих техническому обслуживанию, в который включены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, водопровода, канализации, электроснабжения (перечень не является исчерпывающим).
Представители
Заказчика на заседании Комиссии пояснили,
что в Техническом задании установлены
виды оказания услуг, направленные
на
эксплуатационный контроль здания, по
которому отсутствуют дополнительные
требования к участникам закупки в
соответствии с позициями приложения к
Постановлению № 2571.
Вместе
с тем Комиссия, изучив Извещение
установила, что виды оказываемых услуг
указаны в Техническом задание, включают
в себя оказание услуг по поддержанию
параметров устойчивости, надежности
здания, а также исправность строительных
конструкций, систем инженерно-
технического
обеспечения, сетей инженерно-технического
обеспечения,
их элементов в соответствии
с требованиями технических
регламентов,
проектной документации и в соответствии
с исполнительной документацией.
Так, например, в соответствии с пунктом 9.5 Технического задания в рамках оказания услуг осуществляется восстановление нарушенных креплений трубопроводов, проверка и восстановление стыков и соединений трубопроводов.
Вместе
с тем при оказании услуг по эксплуатационному
контролю здания, осуществляется
исключительно осмотр, контрольные
проверки
и (или) мониторинг состояния
оснований, строительных конструкций,
систем инженерно-технического обеспечения
и сетей инженерно-технического
обеспечения.
Таким
образом, объектом закупки является
техническое обслуживание здания, в
связи с чем к участникам закупки
необходимо устанавливать дополнительные
требования, предусмотренные позицией
14 приложения
к Постановлению № 2571.
Учитывая
изложенное, действия Заказчика, не
установившего к участникам закупки
дополнительные требования предусмотренные
позицией 14 приложения к Постановлению
№ 2571, нарушают пункт
12 части 1 статьи 42
Закона о контрактной
системе.
Вместе
с тем у Комиссии отсутствуют документы
и сведения, позволяющие прийти к выводу,
что указанное нарушение повлияло на
результат определения поставщика
(подрядчика, исполнителя), поскольку
участник закупки
с идентификационным
номером заявки «115237743», подавший
единственную заявку на участие в
Конкурсе, имеет надлежащий опыт оказания
услуг
по техническому обслуживанию
зданий, сооружений, соответствующий
дополнительным требованиям позиции 14
приложения к Постановлению
№ 2571.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего
право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее
критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости
этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом
4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной
системе установлено, что извещение
об осуществлении закупки, если иное не
предусмотрено
Законом о контрактной
системе, должно содержать порядок
рассмотрения
и оценки заявок на
участие в конкурсах в соответствии с
Законом о контрактной
системе.
Согласно
пункту 1 части 1 статьи 32 Закона о
контрактной системе
для оценки
заявок участников закупки заказчик
использует, в том числе критерий «Цена
контракта, сумма цен единиц товара,
работы, услуги»
(далее – Критерий).
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так,
постановлением Правительства Российской
Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке
заявок на участие в закупке товаров,
работ, услуг
для обеспечения
государственных и муниципальных нужд,
внесении изменений в пункт 4 постановления
Правительства Российской Федерации от
20.12.2021 № 2369 и признании
утратившими силу некоторых актов и
отдельных положений некоторых актов
Правительства Российской Федерации»
утверждено положение об оценке заявок
на участие в закупке товаров,
работ,
услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд
(далее –
Положение).
Согласно
пункту 2 Положения «критерии оценки»
предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона
о контрактной системе критерии оценки
заявок,
в соответствии с которыми
осуществляется оценка заявок в отношении
цены контракта, суммы цен единиц товара,
работы, услуги, расходов на эксплуатацию
и ремонт товаров, использование
результатов работ (далее - расходы),
качественных, функциональных и
экологических характеристик объекта
закупки, квалификации участников
закупки, в том числе наличия
у них
финансовых ресурсов, оборудования и
других материальных ресурсов на праве
собственности или ином законном
основании, опыта работы, связанного
с
предметом контракта, и деловой репутации,
специалистов и иных работников
определенного уровня квалификации.
В
соответствии с подпунктом «а» пункта
10 Положения
если при проведении
процедуры подачи предложений о цене
контракта
либо о сумме цен единиц
товара, работы, услуги (в случае,
предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона
о контрактной системе) в соответствии
с Законом о контрактной системе
подано ценовое предложение, предусматривающее
снижение таких цены контракта либо
суммы цен ниже нуля, значение количества
баллов по критерию оценки «Цена контракта,
сумма цен единиц товара, работы, услуги»
(БЦi) определяется для подлежащей
в
соответствии с Законом о контрактной
системе оценке заявки участника закупки,
ценовое предложение которого не
предусматривает снижение цены контракта
либо суммы цен ниже нуля, по критерию
оценки
«Цена контракта, сумма цен
единиц товара, работы, услуги» значение
количества баллов по указанному критерию
оценки (БЦi) определяется
по формуле:
где:
Цi
- предложение участника закупки о цене
контракта, или о сумме цен всех контрактов,
заключаемых по результатам проведения
совместного конкурса
(в случае
проведения совместного конкурса), или
о сумме цен единиц товара, работы, услуги
(в случае, предусмотренном частью 24
статьи 22
Закона о контрактной системе,
в том числе при проведении в этом случае
совместного конкурса), заявка (часть
заявки) которого подлежит в соответствии
с Законом о контрактной системе оценке
по критерию оценки
«Цена контракта,
сумма цен единиц товара, работы, услуги»
(далее - ценовое предложение);
Цл
- наилучшее ценовое предложение из числа
предложенных
в соответствии с Законом
о контрактной системе участниками
закупки, заявки (части заявки) которых
подлежат оценке по критерию оценки
«Цена контракта, сумма цен единиц товара,
работы, услуги»;
Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).
На
заседании Комиссии установлено, что
Заказчиком в Порядке оценки
по
Критерию, в том числе применяется
следующая формула расчета цены контракта:
Таким образом Комиссией установлено, что Заказчиком в Порядке оценки по Критерию установлена формула в недействующей редакции Положения.
Учитывая
изложенное, Комиссия приходит к выводу,
что действия Заказчика, установившего
вышеуказанный порядок оценки, нарушают
пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о
контрактной системе.
Вместе
с тем Комиссия приходит к выводу, что
указанное нарушение
Закона о
контрактной системе не повлияло на
результат определения
поставщика
(подрядчика, исполнителя), поскольку
Порядок оценки
не применялся в связи
с тем, что на участие в Конкурсе подана
только одна заявка.
На
основании изложенного и руководствуясь
частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи
99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной
системе,
Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Черновой Е.В. обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 11, 12 части 1
статьи 42 Закона о контрактной системе.Предписание об устранении выявленных нарушений
Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Настоящее
решение может быть обжаловано в судебном
порядке в течение
трех месяцев с
даты его принятия.
Внимание! Этот текст был создан системой искусственного интеллекта Chat-GPT.
Мы рекомендуем вам тщательно проверять информацию, представленную в этом тексте, и использовать её с осторожностью.