Решение по жалобе № 202300100161012773
РЕШЕНИЕ
по делу № 28/06/105-1409/2023ГОЗ о нарушении
законодательства
Российской Федерации
о контрактной
системе в сфере закупок
13.06.2023 | Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия)
рассмотрев
посредством системы видео-конференц-связи
жалобу ООО «Регион
Групп» (далее – Заявитель) на действия
УМВД России
по Калужской области
(далее – Заказчик)
при
проведении Заказчиком, комиссией по
осуществлению закупок Заказчика (далее
– Комиссия
по осуществлению закупок),
АО
«Сбербанк-АСТ» (далее
– Оператор электронной площадки)
открытого конкурса в электронной форме
на право заключения государственного
контракта на выполнение работ по
строительству межмуниципального
изолятора временного содержания, г.
Обнинск, Калужская область в рамках
государственного оборонного заказа
(номер извещения
в единой информационной
системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru
(далее – ЕИС) – 0137100002523000036)
(далее –
Конкурс), и в результате осуществления
внеплановой проверки в соответствии с
пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального
закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» (далее – Закон о контрактной
системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную
антимонопольную службу поступила жалоба
Заявителя на действия Заказчика
при проведении Заказчиком, Комиссией
по осуществлению закупок, Оператором
электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок рассмотрения и оценки заявок участников закупки по критерию «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» (далее – Критерий).
Представитель
Заказчика на заседании Комиссии
согласился
с доводом Заявителя.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса (далее – Извещение), протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
Извещение размещено в ЕИС – 18.05.2023;
способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме;
начальная (максимальная) цена контракта – 274 795 732 руб.;
источник финансирования – федеральный бюджет,
КБК – 18803020830194009413;дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе – 07.06.2023;
в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана только 1 заявка от участника закупки, которая признана несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок участников закупки
по Критерию.
Согласно пункту
11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной
системе
при осуществлении закупки
путем проведения открытых конкурентных
способов заказчик формирует с
использованием единой информационной
системы, подписывает усиленной электронной
подписью лица, имеющего право действовать
от имени заказчика, и размещает в единой
информационной системе извещение об
осуществлении закупки, содержащее
информацию о критериях оценки заявок
на участие в конкурсах, величины
значимости этих критериев
в
соответствии с Законом о контрактной
системе.
В соответствии с
пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о
контрактной системе извещение об
осуществлении закупки, если иное не
предусмотрено Законом о
контрактной системе, должно содержать
порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах
в соответствии
с Законом о контрактной
системе.
Частью 8 статьи 32
Закона о контрактной системе установлено,
что порядок оценки заявок участников
закупки, в том числе предельные величины
значимости каждого критерия, устанавливается
Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением
Правительства Российской Федерации от
31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие
в закупке товаров, работ, услуг
для
обеспечения государственных и
муниципальных нужд, внесении изменений
в пункт 4 постановления Правительства
Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими
силу некоторых актов и отдельных
положений некоторых актов Правительства
Российской Федерации» утверждено
положение об оценке заявок на участие
в закупке товаров, работ, услуг
для
обеспечения государственных и
муниципальных нужд (далее – Положение).
Пунктами 9, 10 Положения установлены формулы расчета баллов, присваиваемых по критерию «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги».
На заседании
Комиссии установлено, что Заказчиком
в порядке рассмотрения и оценки заявок
на участие в Конкурсе (далее – Порядок
оценки) по Критерию не установлена
формула расчета баллов в порядке,
указанном
в подпункте «б» пункта 9
Положения.
Кроме того, в пункте
1 Порядка оценки по Критерию установлена
формула расчета баллов в соответствии
с подпунктом «а» пункта 10 Положения
в
редакции от 01.01.2022, а именно:
Вместе с тем Извещение размещено в ЕИС 18.05.2023, при этом постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1946 внесены изменения в Положение, согласно которым в случае, предусмотренном подпунктом «а» пункта 10 Положения, участникам закупки баллы рассчитываются по следующей формуле:
Таким образом,
действия Заказчика, ненадлежащим образом
установившего Порядок оценки по Критерию,
нарушают пункт 11 части 1
статьи 42 Закона о контрактной системе
и содержат признаки административного
правонарушения, ответственность за
совершение которого предусмотрена
частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской
Федерации
об административных
правонарушениях (далее – КоАП).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ
по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 1 постановления
Правительства Российской Федерации
от 15.05.2017 № 570 «Об установлении видов
и объемов работ
по строительству,
реконструкции объектов капитального
строительства, которые подрядчик обязан
выполнить самостоятельно без привлечения
других лиц к исполнению своих обязательств
по государственному
и (или)
муниципальному контрактам, и о внесении
изменений в Правила определения размера
штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего
исполнения заказчиком, поставщиком
(подрядчиком, исполнителем) обязательств,
предусмотренных контрактом (за исключением
просрочки исполнения обязательств
заказчиком, поставщиком (подрядчиком,
исполнителем), и размера пени, начисляемой
за каждый день просрочки исполнения
поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
обязательства, предусмотренного
контрактом» (далее – Постановление №
570) утверждены виды работ по строительству,
реконструкции объектов капитального
строительства на территории Российской
Федерации, которые подрядчик обязан
выполнить самостоятельно без привлечения
других лиц к исполнению своих обязательств
по государственному и (или) муниципальному
контрактам.
Так,
Постановлением № 570 установлен перечень,
состоящий
из 34 видов работ по
строительству, реконструкции объектов
капитального строительства на территории
Российской Федерации, которые подрядчик
обязан выполнить самостоятельно без
привлечения других лиц к исполнению
своих обязательств по государственному
или муниципальному контракту.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 Постановления № 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно
подпункту «б» пункта 2 Постановления №
570 конкретные
виды и объемы работ из числа видов и
объемов работ, предусмотренных
подпунктом
«а» пункта 2 Постановления № 570,
определенные по предложению подрядчика,
включаются в государственный и (или)
муниципальный контракт
и исходя из
сметной стоимости этих работ,
предусмотренной проектной документацией.
Согласно
Извещению, объектом закупки является
выполнение работ
по строительству
объекта капитального строительства
«Строительство межмуниципального
изолятора временного содержания, г.
Обнинск, Калужская область».
Вместе
с тем Комиссией установлено, что в
Извещении
не содержится перечень
возможных видов работ из числа видов
работ,
утвержденных Постановлением
№ 570, которые подрядчик обязан выполнить
самостоятельно без привлечения других
лиц к исполнению своих обязательств по
государственному контракту.
Таким
образом, Комиссия приходит к выводу,
что действия Заказчика,
не установившего
в Извещении перечень возможных видов
работ из числа видов работ, утвержденных
Постановлением № 570, нарушают часть 2
статьи 110.2 Закона о контрактной системе
и содержат признаки состава административного
правонарушения, предусмотренного частью
1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требовании, предъявляемого к участникам закупки
в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2
и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе,
и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое
к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31
Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В
соответствии с частью 1 статьи 55.8
Градостроительного кодекса Российской
Федерации (далее – ГрК РФ) установлено,
что индивидуальный предприниматель
или юридическое лицо имеет право
выполнять инженерные изыскания,
осуществлять подготовку проектной
документации, строительство, реконструкцию,
капитальный ремонт объектов капитального
строительства
по договору подряда
на выполнение инженерных изысканий,
подготовку проектной документации, по
договору строительного подряда,
заключенным
с застройщиком, техническим
заказчиком, лицом, ответственным
за
эксплуатацию здания, сооружения, или
региональным оператором,
при условии,
что такой индивидуальный предприниматель
или такое юридическое лицо является
членом соответственно саморегулируемой
организации в области инженерных
изысканий, архитектурно-строительного
проектирования, строительства,
реконструкции, капитального ремонта
объектов капитального строительства,
если иное не установлено ГрК РФ.
Частью
12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные
размеры взносов в компенсационный фонд
возмещения вреда на одного члена
саморегулируемой организации в области
строительства, реконструкции, капитального
ремонта, сноса объектов капитального
строительства
в зависимости от
уровня ответственности члена
саморегулируемой организации.
При этом минимальные размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации установлены частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Таким образом, в соответствии с положениями ГрК РФ минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должны быть установлены в соответствии с требованиями частей 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Пунктом 4 Извещения
установлено, в том числе следующее
требование
к участникам закупки:
«Участник должен быть включен в единый
реестр сведений о членах саморегулируемых
организаций и иметь право осуществлять
работы, предусмотренные контрактом,
при соблюдении в совокупности следующих
условий: 2) если совокупный размер
обязательств по указанным в абзаце
первом части 3 статьи 55.8 Градостроительного
Кодекса Российской Федерации договорам
не превышает предельный размер
обязательств, исходя из которого таким
лицом был внесен взнос в компенсационный
фонд обеспечения договорных обязательств
в соответствии с частью 13 статьи 55.16
Градостроительного Кодекса Российской
Федерации».
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении не установлено требование о наличии у участника закупки взноса в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании
изложенного и руководствуясь пунктом
1 части 15,
пунктом 2 части 22 статьи
99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной
системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Регион Групп» обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 11 части 1 статьи 42, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы от 13.06.2023 по делу № 28/06/105-1409/2023ГОЗ соответствующему уполномоченному должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Внимание! Этот текст был создан системой искусственного интеллекта Chat-GPT.
Мы рекомендуем вам тщательно проверять информацию, представленную в этом тексте, и использовать её с осторожностью.