Решение по жалобе № 202300146382001649
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 066/06/104-1633/2023
г. Екатеринбург
12.05.2023г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в
сфере закупок (далее по тексту — Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия
сторон, в 15-30 в присутствии представителей:
— заказчика в лице ГУ ФСИН России по Свердловской области, — *
— в отсутствие представителя заявителя в лице ООО «ГРАНУМ», уведомленного надлежащим
образом о месте и времени заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу ООО «ГРАНУМ» (вх. № 9759-ЭП/23 от 04.05.2023г.) о нарушении закупочной
комиссией при осуществлении процедуры электронного аукциона на поставку сварочных аппаратов и
оборудования (извещение № 0162100020923000027), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» (далее по тексту — Закон о контрактной системе), и в результате осуществления
внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба
ООО «ГРАНУМ» (вх. № 9759-ЭП/23 от 04.05.2023г.) о нарушении закупочной комиссией при осуществлении
процедуры электронного аукциона на поставку сварочных аппаратов и оборудования (извещение №
0162100020923000027) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о
контрактной системе.
В своей жалобе заявитель оспаривает неправомерное, по его мнению, отклонение заявки общества от
участия в процедуре проведения электронного аукциона № 0162100020923000027.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился; просил признать её
необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя
анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.04.2023г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было
опубликовано извещение о проведении процедуры электронного аукциона № 0162100020923000027 на
поставку сварочных аппаратов и оборудования.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 5 209 723, 35 рублей.
28.04.2023г. закупочной комиссией была проведена процедура подведения итогов, по итогам которой
составлен Протокол № ИЭА1 от 28.04.2023г., подписанный присутствующими на заседании членами комиссии
28.04.2023г. и размещенный на сайте единой информационной системы в сфере закупок 28.04.2023г.
Согласно Протоколу № ИЭА1 от 28.04.2023г. заявка участника закупки с идентификационным
номером № 114114053 была признана несоответствующей требованиям извещения и отклонена от участия в
закупке на основании непредставления документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ
(Отклонение по п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ): в связи с непредставлением подтверждения производства
продукции на территории Российской Федерации (отсутствует номер реестровой записи из реестра
промышленной продукции).
2
Возражая относительно принятого закупочной комиссией решения, заявитель в своей жалобе
указывает, что продукция (Выпрямитель сварочный ВДУ-506С и Механизм подачи ПДГО-510 евро),
закупаемая заказчиком, производства АО Электромашиностроительный завод «ФИРМА СЭЛМА» (АО ЭМЗ
«ФИРМА СЭЛМА»). Также в составе заявки заявителем было приложено заключение, подтверждающее
производство следующей промышленной продукции на территории Российской Федерации. Однако, несмотря
на выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации заключение, указанные
товары Министерством промышленности и торговли Российской Федерации не внесены ни в реестр
российской промышленной продукции, ни в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, что не
позволяет предоставить в составе подаваемой заявки информацию, требуемую заказчику, в виде номера
реестровой записи из реестра промышленной продукции.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об
осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы,
предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43
настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные
подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной
системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует
с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица,
имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение
об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
15) информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из
иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых,
оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в
соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное
не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных
настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими
правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные
характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта
закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания,
фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны
происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие
требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается
использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого
указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются
другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами,
используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и
оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины
и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи,
должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги
установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения
таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной
системе).
В силу требований ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного
строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской
Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными
правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров,
происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых
иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную
обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении
закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров,
3
для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства
Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в
соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств
размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета
или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах
устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или
ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 установлен запрет на допуск промышленных
товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и
муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ
(услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд
обороны страны и безопасности государства (далее по тексту — постановление Правительства РФ № 616).
В целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие
сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской
Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена
Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре
промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и
ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр
промышленных товаров) (п. 6 постановления Правительства РФ № 616).
Согласно п. 7 постановления Правительства РФ № 616 основанием для включения продукции в реестр
российской промышленной продукции является заключение о подтверждении производства промышленной
продукции на территории Российской Федерации (для продукции, в отношении которой установлены
требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации
соответствующих операций (условий), указанное заключение содержит информацию о совокупном количестве
баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий),
выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении
производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - постановление
Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719).
На основании п. 10 постановления Правительства РФ № 616 для подтверждения соответствия закупки
промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает
(декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера
реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном
количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации,
если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для
продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение
(освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о
реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено
настоящим Федеральным законом, должна содержать:
5) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в
соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об
осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена
документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия
допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка
приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из
иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых,
оказываемых иностранными лицами (п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что наименованием объекта закупки является «поставка сварочного аппарата
(Выпрямитель сварочный ВДУ-506С или эквивалент) и поставка механизма подачи ПДГО-510 евро или
эквивалент» (описание объекта закупки извещения).
4
Согласно структурированной форме извещения заказчиком для целей проведения оспариваемой
закупочной процедуры установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных
государств, определенный постановлением Правительства РФ № 616.
В силу п. «г» Требований к содержанию и составу заявки заявка на участие в электронном аукционе
должна содержать:
г) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в
соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые
распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 «Об
установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей
осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров,
происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами,
для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», для
подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим
постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера
реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, единого реестра российской
радиоэлектронной продукции (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 22 - 27 и 29 перечня), а также
информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на
территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской
Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о
совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации
соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве
баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского
экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского
реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение
технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза,
если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105
(для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение
(освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий).
Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской
промышленной продукции, единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра
промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах третьем и
четвёртом настоящего пункта, или с указанием такого совокупного количества баллов, не
соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением
Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 или решением Совета Евразийской
экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в
которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции и единого реестра
российской радиоэлектронной продукции не представляются при поставках вооружения, военной и
специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов
вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской
документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр
российской промышленной продукции и в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.
Исходя из информации, предоставленной на рассмотрение Комиссии оператором электронной
торговой площадки, заявителем жалобы в составе заявки была приложена следующая информация и
документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.ч. 3 и 4 ст. 14
Закона о контрактной системе:
— заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской
Федерации № 53345/05 от 25.06.2021г.,
— приложение к заключению, указывающее на то, что в соответствии с п. 2 ПП РФ от 01.04.2022 №
553 "О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской
5
Федерации" до 1 апреля 2023 г. продлен срок действия заключений о подтверждении производства
промышленной продукции на территории Российской Федерации, действительных на 06.04.2022г.,
— декларация страны происхождения товара (Россия).
Изучив реестр российской промышленной продукции, единый реестр российской радиоэлектронной
продукции, Комиссией не установлено наличие в нем номера реестровых записей из реестра российской
промышленной продукции и единого реестра российской радиоэлектронной продукции в соответствии с
требованиями п. 10 постановления Правительства РФ № 616, п. «г» Требований к содержанию и составу заявки.
Проанализировав заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории
Российской Федерации № 53345/05 от 25.06.2021г., Комиссией было установлено, что заключение
действительно в течение 1 года со дня его выдачи.
Для целей полного и всестороннего рассмотрения доводов жалобы Комиссией был сделан запрос в
адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (исх. № ОК/8615/23 от 05.05.2023г.) с
постановкой следующих вопросов:
«— имеется ли в реестре промышленной продукции информация о номерах реестровой записи в
отношении продукции, предложенной к поставке заявителем жалобы «Выпрямитель для дуговой сварки ВДУ-
506С У3», «Подающий механизм для дуговой сварки ПДГО-510 У3.1» (с приложением подтверждающих
документов)?».
В ответ на указанный запрос поступила следующая информация (вх. № 10302-ЭП/23 от 11.05.2023г.):
«Департамент станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России в части
касающейся рассмотрел обращение Свердловского УФАС России от 5 мая 2023 г. № ОК/8615/23 (далее –
Обращение) по вопросу подтверждения наличия продукции в реестре промышленной продукции, произведенной
на территории Российской Федерации, размещаемом в государственной информационной системе
промышленности (далее – ГИСП, реестр), и сообщает.
На указанную в Обращении продукцию «Выпрямитель сварочный ВДУ-506 УЗ», «Подающий механизм
для дуговой сварки ПДГО-510 У3.1» Минпромторгом России в соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства
промышленной продукции на территории Российской Федерации» письмами от 4 февраля 2020 г. № 7391/05 и
от 26 мая 2020 г. № 36066/05 соответственно были выданы заключения о подтверждении производства
промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее – Заключения).
Департамент отмечает, что срок действия Заключений истек в 2021 году».
Относительно указанного в заявке приложения к заключению, содержащего сведения о том, что в
соответствии с п. 2 ПП РФ от 01.04.2022 № 553 "О некоторых вопросах подтверждения производства
промышленной продукции на территории Российской Федерации" до 1 апреля 2023 г. продлен срок действия
заключений о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации,
действительных на 06.04.2022г., Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 01.04.2022 № 553 «О некоторых вопросах
подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» действующие
документы о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации,
выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и Торгово-промышленной
палатой Российской Федерации до вступления в силу настоящего постановления, действительны до 1 апреля
2023г.
Предоставленное в составе заявки ООО «ГРАНУМ» заключение № 53345/05 выдано 25.06.2021г.
Постановление Правительства РФ от 01.04.2022 № 553 вступило в силу 05.07.2022г.
Таким образом, заключение № 53345/05 от 25.06.2021г. действовало не один год (до 25.06.2022г.), а до
01.04.2023г.
Вместе с тем, закупка № 0162100020923000027 опубликована 19.04.2023г., рассмотрение заявок
состоялось 27.04.2023г., т.е. после 01.04.2023г.
Соответственно, проанализировав требования извещения и положения заявки заявителя жалобы,
учитывая данный Департаментом станкостроения и тяжелого машиностроения Минпромторга России ответ,
Комиссия приходит к выводу о правомерности отклонения заявки общества.
В связи с чем, доводы жалобы были признаны необоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным
приказом ФАС России от 19.11.2014г. № 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
6
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО «ГРАНУМ» признать необоснованной.
2. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
3. Заказчику в лице ГУ ФСИН России по Свердловской области, его комиссии, оператору
электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной
системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его
принятия.
*
Внимание! Этот текст был создан системой искусственного интеллекта Chat-GPT.
Мы рекомендуем вам тщательно проверять информацию, представленную в этом тексте, и использовать её с осторожностью.