Решение по жалобе № 202300187298001295
РЕШЕНИЕ
по делу № 28/06/105-106/2023
о нарушении законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
27.03.2023 | Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия)
рассмотрев
посредством системы видео-конференц-связи
жалобу
ООО
«МАГ+С»
(далее – Заявитель) на действия
Министерства
энергетики Российской Федерации
(далее – Заказчик) при проведении
Заказчиком, комиссией по осуществлению
закупок Министерства
энергетики Российской Федерации
(далее – Комиссия по осуществлению
закупок), АО
«ЕЭТП»
(далее
– Оператор электронной площадки)
открытого
конкурса в электронной форме на право
заключения государственного контракта
на выполнение работ по реализации
скорректированной проектной и рабочей
документации
по объекту «Организация
и ведение экологического мониторинга
на ликвидируемых шахтах и разрезах
Подмосковного угольного бассейна»
(номер
извещения в единой информационной
системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее
– ЕИС) – 0173100008323000019) (далее – Конкурс),
и в результате осуществления внеплановой
проверки в соответствии с пунктом 1
части 15 статьи 99 Федерального закона
от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг
для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» (далее – Закон
о
контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В
Федеральную антимонопольную службу
поступила жалоба Заявителя
на действия Заказчика при проведении
Заказчиком, Комиссией
по осуществлению
закупок, Оператором электронной площадки
Конкурса.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
установившего в извещении о проведении Конкурса
(далее – Извещение) неправомерное требование к участникам закупки о наличии лицензии Ростехнадзора на производство маркшейдерских работ,
а также лицензии Росгидромета в области гидрометеорологии и в смежных
с ней областях;ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки Извещения, а именно отсутствует инструкция по ведению информационной системы «Единый реестр - база данных» (далее – Система), а также
не определены правила доступа к Системе;неправомерно объединившего в один предмет закупки технически
и функционально не связанные лицензируемые виды работ.
Представители
Заказчика на заседании Комиссии не
согласились
с доводами Заявителя.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 24.03.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.03.2023.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
Извещение размещено в ЕИС – 02.03.2023;
способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме;
начальная (максимальная) цена контракта – 9 071 280 руб.;
источник финансирования – федеральный бюджет, КБК – 02204023040290019244;
дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 20.03.2023;
в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана только одна заявка, признанная несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии Ростехнадзора на производство маркшейдерских работ, а также лицензии Росгидромета в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктами
43, 45 статьи 12 Федерального закона от
04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности»
предусмотрено, что
лицензированию подлежат производство
маркшейдерских работ, а также деятельность
в области гидрометеорологии и смежных
с ней областях
(за исключением
указанной деятельности, осуществляемой
в ходе инженерных изысканий, выполняемых
для подготовки проектной документации,
строительства, реконструкции объектов
капитального строительства).
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1467 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение следующих работ и услуг:
– создание маркшейдерских опорных и съемочных сетей;
– создание маркшейдерских сетей для наблюдения за сдвижением земной поверхности, деформациями горных выработок, зданий, сооружений и объектов при осуществлении работ, связанных с пользованием недрами;
– пространственно-геометрические
измерения горных разработок
и
объектов, связанных с пользованием
недрами, зданий и сооружений, определение
их параметров, местоположения и
соответствия проектной документации,
а также наблюдения за состоянием горных
отводов;
– учет и обоснование объемов горных разработок;
– ведение горной графической документации;
– обоснование
границ горных отводов, определение
опасных зон горных разработок, мер по
охране горных разработок, зданий,
сооружений
и объектов от воздействия
работ, связанных с пользованием недрами;
– проектирование маркшейдерских работ.
В
соответствии с подпунктом «л» пункта
2 Положения
о лицензировании
деятельности в области гидрометеорологии
и смежных
с ней областях (за исключением
указанной деятельности, осуществляемой
в ходе инженерных изысканий,
выполняемых для подготовки проектной
документации, строительства, реконструкции
объектов капитального ремонта),
утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 16.11.2020 № 1845
деятельность в области гидрометеорологии
и смежных с ней областях включает работы
по проведение наблюдений
за состоянием
окружающей среды, физическими и
химическими процессами, происходящими
в окружающей среде, для определения
уровня химического загрязнения водных
объектов (в том числе по гидробиологическим
показателям), сбор, обработка, хранение,
предоставление и распространение
информации и информационной продукции,
полученной в результате проведения
указанных наблюдений.
В соответствии с Извещением объектом закупки является оказание услуг по ведению экологического мониторинга.
Согласно пункту 4 Извещения к участникам закупки установлено, в том числе требование о наличии лицензии Ростехнадзора на производство маркшейдерских работ, а также лицензии Росгидромета в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.
В
пункте 2 требования к содержанию, составу
заявки на участие
в закупке и
инструкции по ее заполнению Извещению
установлено,
что заявка должна
содержать выписки
из реестра лицензий.
Пунктом
3.2 описания объекта закупки Извещения
установлено,
что в рамках выполнения
маркшейдерских работ исполнителю
необходимо выполнить работы по визуальному
обследованию территории горного отвода
с целью выявления провалов, наблюдение
за объектами, а также работы
по
визуальному обследованию бортов,
уступов, прибортовой зоны и отвалов
вскрышных пород участков открытых
горных работ.
Кроме
того, пунктом 3.2 описания объекта закупки
Извещения также установлено, что в
рамках выполнения работ по гидрометеорологии
исполнителю необходимо выполнить
работы по отбору проб воды
и химический
анализ из поверхностных и подземных
источников водоснабжения и стоков
из-под породных отвалов.
Пунктом
5.3.4 проекта государственного контракта
Извещения установлено право подрядчика
привлекать к исполнению своих обязательств
по государственному контракту других
лиц – субподрядчиков.
На
заседании Комиссии установлено, что
согласно приложению № 2
к проекту
государственного контракта Извещения
маркшейдерские работы составляют 63,43
% от общего объема выполняемых работ,
при этом работы
по гидрометеорологии
составляют 8,38 % от общего объема
выполняемых работ.
Таким
образом, Комиссия, изучив Извещение,
приходит к выводу, что
Заказчиком неправомерно установлено
требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки
выписки
из реестра лицензий Росгидромета в
области гидрометеорологии и в смежных
с ней областях,
поскольку работы, требующие наличие
вышеуказанной лицензии
не являются
самостоятельным объектом закупки. При
этом проектом государственного контракта
предусмотрена возможность привлечения
к исполнению контракта субподрядчиков,
которые могут обладать соответствующей
лицензией.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
2.
Согласно доводу жалобы Заказчиком
ненадлежащим образом установлено
описание объекта закупки Извещения, а
именно отсутствует инструкция по ведению
Системы, а также не определены правила
доступа
к Системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом
1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной
системе в описании объекта закупки
указываются функциональные, технические
и качественные характеристики,
эксплуатационные характеристики объекта
закупки
(при необходимости). В описание
объекта закупки не должны включаться
требования или указания в отношении
товарных знаков, знаков обслуживания,
фирменных наименований, патентов,
полезных моделей, промышленных образцов,
наименование страны происхождения
товара, требования к товарам, информации,
работам, услугам при условии, что такие
требования
или указания, влекущие
за собой ограничение количества
участников закупки.
Частью
3 статьи 33 Закона о контрактной системе
установлено, что не
допускается включение в описание объекта
закупки (в том числе
в форме требований
к качеству, техническим характеристикам
товара, работы или
услуги, требований к функциональным
характеристикам (потребительским
свойствам) товара) требований к
производителю товара,
к участнику
закупки (в том числе требования к
квалификации участника закупки, включая
наличие опыта работы), а также требования
к деловой репутации участника закупки,
требования к наличию у него производственных
мощностей, технологического оборудования,
трудовых, финансовых и других ресурсов,
необходимых для производства товара,
поставка которого является предметом
контракта, для выполнения работы или
оказания услуги, являющихся предметом
контракта, за исключением случаев, если
возможность установления таких требований
к участнику закупки предусмотрена
Законом о контрактной системе.
Комиссией установлено, что описанием объекта закупки предусмотрены работы по ведению Системы.
Пунктом
5.4.2 описания объекта закупки Извещения
установлено, что данные, полученные в
ходе выполнения мониторинговых работ,
должны быть занесены в Систему в
соответствии с графиком выполнения
работ
по скорректированной проектной
и рабочей документации, в том числе
предусмотрено ведение журнала работ,
прикрепление фотографий, выявленных
(ликвидированных) провалов и скан-копий
следующих документов: протоколы
лабораторных исследований, акты
обследования выявленных (ликвидированных)
провалов.
Вместе с тем Комиссией установлено, что описание объекта закупки Извещения и проект государственного контракта Извещения не содержат инструкцию по ведению Системы, правила доступа к Системе, а также порядок передачи Заказчиком исполнителю Системы, что ставит исполнение государственного контракта в зависимость от волеизъявления Заказчика.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки технически и функционально
не связанные лицензируемые виды работ.
Согласно
Извещению объектом закупки является
оказание услуг
по ведению экологического
мониторинга.
Представители
Заказчика на заседании Комиссии пояснили,
что
в рамках исполнения государственного
контракта осуществляются маркшейдерские
и гидрометеорологические со смежными
с ней областями работы, которые необходимы
для выполнения работ по организации
и
ведению экологического мониторинга на
ликвидируемых шахтах и разрезах
Подмосковного угольного бассейна.
При
этом представитель Заявителя на заседании
Комиссии документов
и сведений,
позволяющих Комиссии прийти к выводу
об обратном
не представил, в связи
с чем довод Заявителя не нашел своего
подтверждения.
Учитывая
изложенное, Комиссия приходит к выводу,
что вышеуказанные действия Заказчика
не противоречат требованиям Закона
о
контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В
силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о
контрактной системе при
осуществлении закупки путем проведения
открытых конкурентных способов заказчик
формирует с использованием единой
информационной системы, подписывает
усиленной электронной подписью лица,
имеющего право действовать от имени
заказчика, и размещает в единой
информационной системе извещение об
осуществлении закупки, содержащее
критерии оценки заявок на участие в
конкурсах, величины значимости этих
критериев
в соответствии с Законом
о контрактной системе.
В
соответствии с пунктом 4 части 2 статьи
42 Закона о контрактной системе извещение
об осуществлении закупки, если иное не
предусмотрено Законом о
контрактной системе, должно содержать
порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах
в соответствии с Законом
о контрактной
системе.
Так,
Правительством Российской Федерации
постановлением Правительства от
31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие
в закупке товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и
муниципальных нужд, внесении изменений
в пункт 4 постановления Правительства
Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и
признании утратившими силу некоторых
актов и отдельных положений некоторых
актов Правительства Российской Федерации»
утверждено положение об оценке заявок
на участие
в закупке товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных
и муниципальных нужд (далее –
Положение).
Пунктами 9, 10 Положения установлены формулы расчета баллов, присваиваемых по критерию «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги».
В пункте 1 порядкя рассмотрения и оценки заявок Извещения (далее – Порядок) по критерию оценки «Цена контракта» установлена формула расчета баллов согласно подпункту «а» пункта 10 Положения в редакции от 01.01.2022, а именно:
При
этом постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31.10.2022 №
1946 внесены изменения в Положение,
согласно которым
в предусмотренном
подпунктом «а» пункта 10 Положения случае
баллы участникам закупки рассчитываются
по следующей формуле:
Указанные изменения вступили в силу с 16.11.2022.
Вместе с тем Извещение размещено в ЕИС 02.03.2023.
Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что включение в пункт 1 Порядка Извещения утратившей силу формулы расчета баллов является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Порядок, в части установления формул присвоения баллов, не соответствует пунктам 9, 10 Положения.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса по Критерию, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30.
На
основании изложенного и руководствуясь
частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15,
пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8
статьи 106 Закона о контрактной
системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «МАГ+С» обоснованной в части пунктов 1, 2 мотивировочной части решения.
Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 11 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
Передать материалы дела от 27.03.2023 по делу № 28/06/105-106/2023 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел
об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Внимание! Этот текст был создан системой искусственного интеллекта Chat-GPT.
Мы рекомендуем вам тщательно проверять информацию, представленную в этом тексте, и использовать её с осторожностью.