• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • Решение по жалобе № 202300187298001295

    РЕШЕНИЕ

    по делу № 28/06/105-106/2023

    о нарушении законодательства Российской Федерации

    о контрактной системе в сфере закупок

    27.03.2023

    Москва

    Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия)

    рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
    ООО «МАГ+С» (далее – Заявитель) на действия Министерства энергетики Российской Федерации (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Министерства энергетики Российской Федерации (далее – Комиссия по осуществлению закупок), АО «ЕЭТП»
    (далее – Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реализации скорректированной проектной и рабочей документации
    по объекту «Организация и ведение экологического мониторинга
    на ликвидируемых шахтах и разрезах Подмосковного угольного бассейна»
    (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) –  0173100008323000019) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон
    о контрактной системе),


    УСТАНОВИЛА:

    В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией
    по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

    Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

    1. установившего в извещении о проведении Конкурса
      (далее – Извещение) неправомерное требование к участникам закупки о наличии
      лицензии Ростехнадзора на производство маркшейдерских работ,
      а также лицензии Росгидромета в области гидрометеорологии и в смежных
      с ней областях;

    2. ненадлежащим образом установившего описание объекта закупки Извещения, а именно отсутствует инструкция по ведению информационной системы «Единый реестр - база данных» (далее – Система), а также
      не определены правила доступа к Системе;

    3. неправомерно объединившего в один предмет закупки технически
      и функционально не связанные лицензируемые виды работ.

    Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились
    с доводами Заявителя.

    В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 24.03.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.03.2023.

    В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

    1. Извещение размещено в ЕИС – 02.03.2023;

    2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме;

    3. начальная (максимальная) цена контракта – 9 071 280 руб.;

    4. источник финансирования – федеральный бюджет, КБК – 02204023040290019244;

    5. дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 20.03.2023;

    6. в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана только одна заявка, признанная несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.

    1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в Извещении неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии Ростехнадзора на производство маркшейдерских работ, а также лицензии Росгидромета в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.

    В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

    Пунктами 43, 45 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензированию подлежат производство маркшейдерских работ, а также деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях
    (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства).

    Согласно пункту 3 Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1467 лицензируемая деятельность включает в себя выполнение следующих работ и услуг:

    создание маркшейдерских опорных и съемочных сетей;

    создание маркшейдерских сетей для наблюдения за сдвижением земной поверхности, деформациями горных выработок, зданий, сооружений и объектов при осуществлении работ, связанных с пользованием недрами;

    пространственно-геометрические измерения горных разработок
    и объектов, связанных с пользованием недрами, зданий и сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации, а также наблюдения за состоянием горных отводов;

    учет и обоснование объемов горных разработок;

    ведение горной графической документации;

    обоснование границ горных отводов, определение опасных зон горных разработок, мер по охране горных разработок, зданий, сооружений
    и объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами;

    проектирование маркшейдерских работ.

    В соответствии с подпунктом «л» пункта 2 Положения
    о лицензировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных
    с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой
    в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального ремонта), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1845 деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях включает работы по проведение наблюдений
    за состоянием окружающей среды, физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей среде, для определения уровня химического загрязнения водных объектов (в том числе по гидробиологическим показателям), сбор, обработка, хранение, предоставление и распространение информации и информационной продукции, полученной в результате проведения указанных наблюдений.

    В соответствии с Извещением объектом закупки является оказание услуг по ведению экологического мониторинга.

    Согласно пункту 4 Извещения к участникам закупки установлено, в том числе требование о наличии лицензии Ростехнадзора на производство маркшейдерских работ, а также лицензии Росгидромета в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях.

    В пункте 2 требования к содержанию, составу заявки на участие
    в закупке и инструкции по ее заполнению Извещению установлено,
    что заявка должна содержать
    выписки из реестра лицензий.

    Пунктом 3.2 описания объекта закупки Извещения установлено,
    что в рамках выполнения маркшейдерских работ исполнителю необходимо выполнить работы по визуальному обследованию территории горного отвода с целью выявления провалов, наблюдение за объектами, а также работы
    по визуальному обследованию бортов, уступов, прибортовой зоны и отвалов вскрышных пород участков открытых горных работ.

    Кроме того, пунктом 3.2 описания объекта закупки Извещения также установлено, что в рамках выполнения работ по гидрометеорологии
    исполнителю необходимо выполнить работы по отбору проб воды
    и химический анализ из поверхностных и подземных источников водоснабжения и стоков из-под породных отвалов.

    Пунктом 5.3.4 проекта государственного контракта Извещения установлено право подрядчика привлекать к исполнению своих обязательств
    по государственному контракту других лиц – субподрядчиков.

    На заседании Комиссии установлено, что согласно приложению № 2
    к проекту государственного контракта Извещения маркшейдерские работы составляют 63,43 % от общего объема выполняемых работ, при этом работы
    по гидрометеорологии составляют 8,38 % от общего объема выполняемых работ.

    Таким образом, Комиссия, изучив Извещение, приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки выписки из реестра лицензий Росгидромета в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях, поскольку работы, требующие наличие вышеуказанной лицензии
    не являются самостоятельным объектом закупки. При этом проектом государственного контракта предусмотрена возможность привлечения
    к исполнению контракта субподрядчиков, которые могут обладать соответствующей лицензией.

    Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

    2. Согласно доводу жалобы Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки Извещения, а именно отсутствует инструкция по ведению Системы, а также не определены правила доступа
    к Системе.

    В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

    Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки
    (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования
    или указания, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.

    Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе
    в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара,
    к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

    Комиссией установлено, что описанием объекта закупки предусмотрены работы по ведению Системы.

    Пунктом 5.4.2 описания объекта закупки Извещения установлено, что данные, полученные в ходе выполнения мониторинговых работ, должны быть занесены в Систему в соответствии с графиком выполнения работ
    по скорректированной проектной и рабочей документации, в том числе предусмотрено ведение журнала работ, прикрепление фотографий, выявленных (ликвидированных) провалов и скан-копий следующих документов: протоколы лабораторных исследований, акты обследования выявленных (ликвидированных) провалов.

    Вместе с тем Комиссией установлено, что описание объекта закупки Извещения и проект государственного контракта Извещения не содержат инструкцию по ведению Системы, правила доступа к Системе, а также порядок передачи Заказчиком исполнителю Системы, что ставит исполнение государственного контракта в зависимость от волеизъявления Заказчика.

    Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.

    1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки технически и функционально
      не связанные лицензируемые виды работ.

    Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг
    по ведению экологического мониторинга.

    Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что
    в рамках исполнения государственного контракта осуществляются маркшейдерские и гидрометеорологические со смежными с ней областями работы, которые необходимы для выполнения работ по организации
    и ведению экологического мониторинга на ликвидируемых шахтах и разрезах Подмосковного угольного бассейна.

    При этом представитель Заявителя на заседании Комиссии документов
    и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном
    не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

    Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона
    о контрактной системе.

    В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

    4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги.

    Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев
    в соответствии с Законом о контрактной системе.

    В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом
    о контрактной системе.

    Так, Правительством Российской Федерации постановлением Правительства от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено положение об оценке заявок на участие
    в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных
    и муниципальных нужд (далее – Положение).

    Пунктами 9, 10 Положения установлены формулы расчета баллов, присваиваемых по критерию «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги».

    В пункте 1 порядкя рассмотрения и оценки заявок Извещения (далее – Порядок) по критерию оценки «Цена контракта» установлена формула расчета баллов согласно подпункту «а» пункта 10 Положения в редакции от 01.01.2022, а именно:




    При этом постановлением Правительства Российской Федерации
    от 31.10.2022 № 1946 внесены изменения в Положение, согласно которым
    в предусмотренном подпунктом «а» пункта 10 Положения случае баллы участникам закупки рассчитываются по следующей формуле:





    Указанные изменения вступили в силу с 16.11.2022.

    Вместе с тем Извещение размещено в ЕИС 02.03.2023.

    Представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что включение в пункт 1 Порядка Извещения утратившей силу формулы расчета баллов является технической ошибкой.

    Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Порядок, в части установления формул присвоения баллов, не соответствует пунктам 9, 10 Положения.

    Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса по Критерию, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30.

    На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8
    статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия



    РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу ООО «МАГ+С» обоснованной в части пунктов 1, 2 мотивировочной части решения.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 11 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

    3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений.

    4. Передать материалы дела от 27.03.2023 по делу № 28/06/105-106/2023 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел
      об административных правонарушениях.

    Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.



    Внимание! Этот текст был создан системой искусственного интеллекта Chat-GPT.
    Мы рекомендуем вам тщательно проверять информацию, представленную в этом тексте, и использовать её с осторожностью.