Решение по жалобе № 202300100161001068
по делу № 28/06/105-135/2023 о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
26.01.2023 | Москва | |
| | |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Аванта» (далее – Заявитель) на действия Федерального агентства воздушного транспорта (далее – Заказчик), ФКП «Аэропорты Камчатки» (далее – Уполномоченный орган)при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, комиссией по осуществлению закупок Заказчика (далее – Комиссия по осуществлению закупок), ООО «РТС-тендер» (далее – Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству ВПП пос. Палана, Камчатский край 2 этап (https://rospatent.gov.ru) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 0538100000422000002) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установившими ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок (далее – Порядок) по критерию оценки «Цена контракта» (далее – Критерий).
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии согласились с доводом Заявителя.
В соответствии с Извещением:
Извещение размещено в ЕИС – 24.11.2022;
способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме;
начальная (максимальная) цена контракта – 126 794 333,16 руб.;
источник финансирования – федеральный бюджет, КБК – 10704082420194009414;
дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 23.01.2023.
в соответствии с пунктами 1, 4 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана только одна заявка, признанная несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом установлен ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок по Критерию.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).
Пунктами 9, 10 Положения установлены формулы расчета баллов, присваиваемых по критерию «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги».
В пункте 1 Порядка Извещения по Критерию установлена формула расчета баллов согласно подпункту «а» пункта 10 Положения в редакции от 01.01.2022, а именно:
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1946 внесены изменения в Положение, согласно которым в предусмотренном подпунктом «а» пункта 10 Положения случае баллы участникам закупки рассчитываются по следующей формуле:
Указанные изменения вступили в силу с 16.11.2022.
Вместе с тем Извещение размещено в ЕИС 24.11.2022.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщили, что включение в пункт 1 Порядка Извещения утратившей силу формулы расчета баллов является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Порядок, в части установления формул присвоения баллов, не соответствует пунктам 9, 10 Положения.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших порядок рассмотрения и оценки заявок участников Конкурса по Критерию, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
Кроме
того, частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный
размер взноса в компенсационный фонд
обеспечения договорных обязательств
на одного члена саморегулируемой
организации в области строительства,
реконструкции, капитального ремонта,
сноса объектов капитального строительства,
выразившего намерение принимать участие
в заключении договоров строительного
подряда, договоров подряда на осуществление
сноса с использованием конкурентных
способов заключения договоров,
в
зависимости от уровня ответственности
члена саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 3 статьи 55.17 ГрК РФ формирование и ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах осуществляются соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ саморегулируемая организация обязана вести реестр членов саморегулируемой организации в составе единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
В силу части 5 статьи 55.17 ГрК РФ сведения, содержащиеся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах, подлежат размещению в сети «Интернет» и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся объекты инфраструктуры воздушного транспорта, являющиеся особо опасными, технически сложными объектами в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации особо опасными, технически сложными объектами инфраструктуры воздушного транспорта являются взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, места стоянок воздушных судов и перроны аэродромов с искусственным покрытием с длиной взлетно-посадочной полосы 1300 метров и более, аэровокзалы (терминалы) пропускной способностью 100 пассажиров в час и более, региональные и районные диспетчерские центры единой системы организации воздушного движения, командно-диспетчерские и стартовые диспетчерские пункты высотой более трех этажей или площадью 1500 квадратных метров и более, за исключением командно-диспетчерских и стартовых диспетчерских пунктов модульного (контейнерного) типа, а также объекты инфраструктуры воздушного транспорта, в состав которых входят объекты, относящиеся в соответствии с настоящим пунктом к особо опасным, технически сложным объектам.
Комиссией установлено, что согласно тому № 1 «Пояснительная записка» Извещения, длина взлетно-посадочной полосы составляет 1442 метра.
В пункте 4 Извещения Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее: «требование о соответствии участника закупки требованиям Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) с учетом в т.ч. положений ч. 3.1. ст. 52 ГрК РФ: - участник конкурса должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 52, ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ); - СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ (п. 1 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ); - совокупный размер обязательств участника конкурса по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств (п. 2 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ); - уровень ответственности участника в денежном выражении должен быть ниже, чем цена, предложенная таким участником в ходе закупки. Указанные требования не распространяются: - на участников, которые предложат цену договора 3 млн. руб. и менее (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ); - на участников, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ».
Комиссией установлено, что указанный в Извещении объект закупки относится к особо опасным и технически сложным объектам инфраструктуры воздушного транспорта.
Вместе с тем Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении не установлено требование к участникам закупки о наличии сведений об участнике закупки в реестре членов саморегулируемой организации, c правом на выполнение строительства, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда в отношении особо опасных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии).
Кроме того, в соответствии с положениями ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть установлен в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
В Извещении Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование к участникам закупки согласно которому участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации, которая имеет компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Извещении не установлено требование к наличию у участника закупки взноса в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующим правилом: описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с Извещением объектом закупки является строительство ВПП пос. Палана, Камчатский край 2 этап.
Комиссия, изучив пояснительную записку проектной документации Извещения, установила, что проектная документация содержит в том числе следующие документы: том 13.5 «Система электроснабжения», том 5.7.1 «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений». Подраздел 7 «Технологические решения», книга 1 «Система светосигнального обеспечения», том 13.6 раздел 13.6 «Система водоснабжения», том 13.7 «Система водоотведения», том 13.8 «Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, тепловые сети», том 13.9 «Системы связи и сигнализации», том 13.17 «Инженерные изыскания по внешней трассе ЛЭП-6кВ».
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные разделы проектной документации не размещены в ЕИС.
При этом представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представили документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Аванта» обоснованной.
Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 11 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы от 26.01.2023 по делу № 28/06/105-135/2023 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Внимание! Этот текст был создан системой искусственного интеллекта Chat-GPT.
Мы рекомендуем вам тщательно проверять информацию, представленную в этом тексте, и использовать её с осторожностью.