• Журналы
  • Учебный центр
  • Шаблоны
  • Вопрос-ответ
  • Закон 44-ФЗ
  • Закон 223-ФЗ
  • Инструменты
  • Справочники
  • Поставщикам
  • О нас
  • Решение по жалобе № 202200100161023823



    РЕШЕНИЕ

    по делу № 28/06/105-4043/2022 о нарушении

    законодательства Российской Федерации

    о контрактной системе в сфере закупок

    20.12.2022

    Москва




    Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО «Юридическая компания «Гарант» (далее – Заявитель) на действия Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком, комиссией по осуществлению закупок Министерства транспорта Российской Федерации (далее – Комиссия по осуществлению закупок), АО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению внутриведомственного портала Министерства транспорта Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 0173100013922000067) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

    УСТАНОВИЛА:

    В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором электронной площадки Конкурса.

    По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.

    Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

    В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 16.12.2022 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы объявлен перерыв, заседание продолжилось 20.12.2022.

    В соответствии с извещением об осуществлении Конкурса (далее – Извещение), протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:

    1. Извещение размещено в ЕИС – 24.11.2022;

    2. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – открытый конкурс в электронной форме;

    3. начальная (максимальная) цена контракта (далее – НМЦК) – 6 000 000 руб.;

    4. источник финансирования – федеральный бюджет, КБК - 10304082440190020242;

    5. дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе – 12.12.2022;

    6. на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участников закупки, которая признана соответствующей требования Извещения и Закона о контрактной системе.

                1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.

      1. В частности, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» (далее – Критерий № 1).

    В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

    В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

    1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

    2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

    3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

    4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

    Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

    Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).

    Пунктами 9, 10 Положения установлены формулы расчета баллов, присваиваемых по критерию «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги».

    На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в приложении № 5 Извещения «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в электронном конкурсе» (далее – Порядок оценки заявок на участие в Конкурсе) не установлена формула расчета баллов по Критерию № 1 в порядке, указанном в подпункте «б» пункта 9, подпункте «а» пункта 10 Положения.

    Кроме того, в пункте 1 Порядка оценки заявок на участие в Конкурсе установлена формула расчета баллов по Критерию № 1 согласно подпункту «а» пункта 10 Положения в редакции от 01.01.2022, а именно:

    Вместе с тем Извещение размещено в ЕИС 24.11.2022, при этом постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2022 № 1946 внесены изменения в Положение, согласно которым в предусмотренном подпунктом «а» пункта 10 Положения случае баллы участникам закупки рассчитываются по следующей формуле:

    Указанные изменения вступили в силу с 01.10.2022, при этом представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что включение в пункт 1 Порядка оценки заявок на участие в Конкурсе утратившую силу формулу расчета баллов является технической ошибкой.

    Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствует пунктам 9, 10 Положения.

    1.2 Согласно доводу Заявителя Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Квалификация участников закупки» (далее – Критерий № 2).

    В соответствии с подпунктом «в» пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки – наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

    Согласно подпункту «г» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Положения последний акт, составленный при исполнении договора, представленного в качестве подтверждающего наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

    Так, согласно Порядку оценки заявок на участие в Конкурсе в рамках Критерия № 2 установлены следующие детализирующие показатели: «Общая цена исполненных участником закупки контрактов (договоров)», «Общее количество исполненных участником закупки контрактов (договоров)» (далее – Детализирующие показатели).

    Согласно Порядку оценки заявок на участие в Конкурсе по Детализирующим показателям Критерия № 2 к оценке будут приняты исключительно исполненные договоры или контракты, заключенные не ранее 01.01.2019, сведения о которых находятся в реестре контрактов ЕИС, в том числе при исполнении которых исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) стоимостью (без учета привлеченных собственных средств) не менее 50 % от начальной (максимальной) цены контракта.

    Вместе с тем установление требования, в соответствии с которым к оценке принимаются контракты (договоры), заключенные не ранее 01.01.2019, не соответствует подпункту «г» пункта 28 Положения.

    Кроме того, Положением не предусмотрена возможность установления требований к минимальной стоимости исполненных контрактов (договоров), подтверждающих наличие опыта у участников закупки.

    Также при проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

    В соответствии с пунктом 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки», по шкале оценки.

    Согласно пункту 23 Положения если в случае, указанном в пункте 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:

    а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);

    б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).

    В соответствии с порядком оценки, установленным в Извещении, оценка заявок по показателю «Качественные характеристики объекта закупки» (далее – Показатель) критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (далее – Критерий № 3) осуществляется в соответствии с пунктами 22, 23 Положения.

    При этом в соответствии с Порядком оценки заявок на участие в Конкурсе заявки участников закупки подлежат оценке по критерию «Качественные характеристики объекта закупки» (далее – Критерий № 3).

    Пунктом 2 Порядка оценки заявок на участие в Конкурсе установлено, что оценка заявок участников закупки по Критерию № 3 осуществляется в следующем порядке:

    «100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки)».

    Вместе с тем согласно приложению к Порядку оценки заявок на участие в Конкурсе по Критерию № 3 присваиваемые баллы рассчитываются следующим образом: «Количество баллов рассчитывается следующим образом: 1 предложение - 20 баллов. Максимально 100 баллов».

    Таким образом, Порядком оценки заявок на участие в Конкурсе установлены противоречивые сведения о порядке начисления баллов по Критерию № 3, а именно: в пропорциональной зависимости от представленных сведений и присваиваемых баллов или посредством присвоения 100 баллов/0 баллов при наличии/отсутствии в заявках участников закупки характеристики объекта закупки.

    Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего вышеуказанный порядок оценки, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

    В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.

    2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

    В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки, в том числе в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

    Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

    Пунктом 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) установлено, что лицензированию подлежит деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

    Согласно пункту 22 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий» (далее – Постановление № 2343) по заявлению заинтересованного лица сведения о конкретной лицензии предоставляются в порядке, предусмотренном в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, в форме выписки из реестра лицензий, либо копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.

    Таким образом, формой подтверждения наличия специальной правоспособности участников закупки по предмету закупки является выписка из реестра лицензий либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении.

    Согласно Извещению предметом закупки является оказание услуг по сопровождению официального сайта Заказчика.

    В Извещении установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также предусмотрены требования о предоставлении заверенной копии (или выписки из реестра лицензий в соответствии с требованиями Постановления № 2343) следующих действующих лицензий:

    - лицензия на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, выданная ФСТЭК России, содержащая в перечне работ и услуг, на которые распространяется лицензия;

    - лицензия ФСБ России на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнения работ, оказания услуг в области шифрования информации, технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), предусматривающей работы в соответствии с пунктами 12, 13, 14, 17, 18 перечня работ, являющегося приложением к положению, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 313.

    Вместе с тем Комиссией в Извещении не установлена возможность представления копии акта лицензирующего органа о принятом решении.

    Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

    На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия


    РЕШИЛА:

    1. Признать жалобу ООО «Юридическая фирма «Гарант» обоснованной.

    2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 11 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

    3. Выдать Заказчику, Комиссии по осуществлению закупок, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.

    4. Передать материалы от 20.12.2022 по делу № 28/06/105-4043/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.


    Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.




    Внимание! Этот текст был создан системой искусственного интеллекта Chat-GPT.
    Мы рекомендуем вам тщательно проверять информацию, представленную в этом тексте, и использовать её с осторожностью.