Решение по жалобе № 202200100161002013
Заказчик:
Федеральное казенное предприятие «Щелковский биокомбинат»
141142, Московская область,
Лосино-Петровский г, Биокомбината п
zakupki@biocombinat.ru
Оператор электронной площадки:
АО «Агентство по государственному заказу республики Татарстан»
Московская ул., д. 55,
г. Казань, 420021
info@mail.zakazrf.ru
agzrt@tatar.ru
Заявитель:
ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ»
svtr08@mail.ru
sav_ur@bk.ru
РЕШЕНИЕ
по делу № 50/06/6267эп/22 о нарушении
законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
01.03.2022 | Москва |
Комиссия Московского
областного УФАС России по контролю в
сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и
муниципальных нужд
(далее – Управление,
Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (далее – Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного предприятия «Щелковский биокомбинат» (далее – Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО «Агентство по государственному заказу республики Татарстан» (далее – Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФКП «Щелковский биокомбинат», составленной в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации, за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 для нужд ФКП «Щелковский биокомбинат» (извещение № 0348100094622000001 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт)) (далее – Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление
поступила жалоба Заявителя на действия
Заказчика
при проведении Заказчиком,
Оператором электронной площадки
Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено 04.02.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта – 968 533,33 руб.;
3) дата окончания подачи заявок – 21.02.2022;
4) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в конкурсе допущены 7 заявок от участников закупки.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения «оценка заявок» - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно Пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
1) В соответствии с пунктом 28 Положения, в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом «а» настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом «д» пункта 31, подпунктом «г» пункта 32 и подпунктом «г» пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с пунктом 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки» (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
а) в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки»;
Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки»;
Хmin - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки»
В Критериях оценки заявок по показателю «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» в рамках нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (далее – Квалификация) Заказчиком установлено, в том числе следующее:
«
где:
Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по показателю;
Хmin – минимальное значение показателя, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по показателю;
Хmax – максимальное значение показателя, содержащееся в заявках, подлежащих оценке по показателю».
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления формулы расчета баллов не противоречат Положению и нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю «квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг» показателя «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в рамках нестоимостного критерия «Квалификация» Заказчиком установлено, в том числе следующее:
«
где:
Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по показателю;
- предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком;
- предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
- предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком – составляет 100 аудиторов;
- предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком – составляет 20 аудиторов».
Комиссия приходит к выводу о том, что установление Заказчиком предельного минимального количества аудиторов приводит к необоснованному ограничению конкуренции и не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3) В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю «квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг» показателя «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в рамках нестоимостного критерия «Квалификация» Заказчиком установлено, в том числе следующее:
«Перечень документов, подтверждающих наличие штатных аудиторов, их квалификацию
Участник конкурса в подтверждение данных прикладывает копии аттестатов, состоящих в штате аудиторов, имеющих действительные квалификационные аттестаты аудитора».
Комиссия, изучив указанный порядок оценки, приходит к выводу, что в Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по указанному подпоказателю, поскольку оценке подлежат исключительно специалисты, находящиеся в штате участника закупки, что исключает возможность оценки специалистов, привлеченных на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг, что приводит к необоснованному ограничению конкуренции.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4) В соответствии с пунктом 20 Положения если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки» (БХi), рассчитывается по одной из следующих формул:
ж) в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю «квалификация трудовых ресурсов (руководителей), предлагаемых для оказания услуг» показателя «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в рамках нестоимостного критерия «Квалификация» Заказчиком установлено, в том числе следующее:
«
Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка которого подлежит оценке по показателю;
- предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком;
Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки
составляет 1 аудитор».
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления формулы расчета баллов не противоречат Положению и нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
5) Заказчиком в критериях оценки по детализирующему показателю «квалификация трудовых ресурсов (руководителей), предлагаемых для оказания услуг» показателя «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в рамках нестоимостного критерия «Квалификация» Заказчиком установлено, в том числе следующее:
«Оценке подлежит количество специалистов предлагаемых для оказания услуг, имеющий степень кандидата экономических наук, аттестат аудитора и числящихся в штате Участника не менее 3 (Трех) лет имеющих высшее образование и стаж работы в области аудита не менее 5 (Пять) лет включительно»
Комиссия приходит
к выводу, что установление условия
о
том, что по указанному детализирующему
показателю оценивается количество
специалистов, числящихся
в штате участника не менее 3 (Трех) лет,
и со стажем работы в области аудита не
менее 5 (Пять) лет включительно
приводит к необоснованному ограничению
количества участников закупки.
2. В соответствии с пунктом 9 Положения значение количества баллов по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуг» присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Законом о контрактной системе участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги".
Согласно пункту 10 Положения, если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) в соответствии с Законом о контрактной системе подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса);
б) для подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
В соответствии с пунктом 11 Положения оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" осуществляется в соответствии со следующими требованиями:
а) заявкам, содержащим наилучшее ценовое предложение, а также предложение, равное такому наилучшему ценовому предложению, присваивается 100 баллов;
б) значение Цл при применении формулы, предусмотренной подпунктом «а» пункта 10 Положения, и значения Цл и Цi при применении формулы, предусмотренной подпунктом «б» пункта 10 Положения, указываются без знака «минус»;
в) применение показателей оценки по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» не допускается.
В Критериях оценки заявок в рамках критерия «Цена контракта» Заказчиком установлено, в том числе следующее:
Критерий оценки | Значимость критерия оценки, процентов | Формула оценки или шкала оценки |
Цена контракта | 40 | , где: Цi – предложение участника закупки о цене контракта, заявка которого подлежит в соответствии Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» (далее – ценовое предложение); Цл – наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Законом о контрактной системе участниками закупки, заявки которых подлежат оценке по критерию оценки «цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги». |
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в рамках критерия «Цена контракта» не установлены формулы расчета баллов, предусмотренные пунктом 10 Положения, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Заказчиком в критериях оценки по показателю «наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» в рамках нестоимостного критерия «Квалификация» установлено, в том числе следующее:
«Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам конкурса в электронной форме: «Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ФКП "Щелковский биокомбинат" за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, составленной в соответствии с правилами составления бухгалтерской отчетности, установленными в Российской Федерации, для нужд ФКП «Щелковский биокомбинат».
Участник должен иметь проведения аудиторских проверок организаций».
Комиссия приходит к выводу, что в Заказчиком в рамках указанного показателя не раскрыто понятие «предмет договоров, сопоставимый с предметом контракта», что вводит участников закупки в заблуждение, в связи с чем указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. В Критериях оценки заявок по детализирующему показателю «квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг» показателя «наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» в рамках нестоимостного критерия «Квалификация» Заказчиком установлено, в том числе следующее:
Перечень документов, подтверждающих наличие штатных аудиторов, их квалификацию:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса РФ;
- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию ключевых специалистов:
- действительный квалификационный аттестат аудитора.
Оценивается количество ключевых специалистов, предлагаемых для оказания услуг, имеющий действительный квалификационный аттестат аудитора.
Оценка по данному показателю производится на основании реестра, составленного в произвольной форме и копиями аттестатов выданными, трудовых книжек и/или трудовых договоров, выпиской из реестра СРО на каждого аудитора, выпиской СРО реестра аудиторов компании Участника».
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен перечень документов и сведений, подтверждающих наличие ключевых специалистов, в связи с чем указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» частично обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
Передать материалы дела от 01.03.2022 № 50/06/6267эп/22
по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел
об административных правонарушениях.
Настоящее
решение может быть обжаловано в суде,
арбитражном суде
в течение трех
месяцев в установленном законом порядке.
Внимание! Этот текст был создан системой искусственного интеллекта Chat-GPT.
Мы рекомендуем вам тщательно проверять информацию, представленную в этом тексте, и использовать её с осторожностью.